детская сказкотерапия

Можно с уверенностью сказать, что сказки любят как дети, так и взрослые. Сказки можно считать одним из источников познания жизни, секретов общения с людьми, а также с помощью сказки можно даже познавать самого себя. Маленькие дети очень любят сказки. Они любят не только слушать или смотреть сказки, а так же рассказывать их и сочинять. В давние времена рассказывание сказок было одним из основной формы развлечений. И это не с проста, ведь сказки участвуют в процессе формирования людей как личностей. Сказки наполнены символами, которые могут действовать на человека, обходя его сознание. В сказках заложены некие образцы поведения, поэтому ребёнок усваивает эти образцы посредством слушания и чтения сказок. Для сказкотерапии больше всего подходят «волшебные сказки». Они динамичны, отражают взаимодействие людей, их проблемы и трудности. Можно сказать, что сказка это завуалированная инструкция к действиям в определённой жизненной ситуации.Психоаналитики утверждают, что в любой сказке содержится переживание какой-либо травмы. Если ребенок изо дня в день приносит для прочтения одну и ту же сказку, значит, в ней описывается актуальная для ребенка травма.

Приёмы  работы со сказкой.

Во-первых, один из видов работы со сказкой — ее чтение или, что лучше, рассказывание. Чтение сказок выполняет некую профилактическую работу, в процессе которой ребёнок готовится к различным жизненным ситуациям. Ведь травма это не ситуация, а восприятие этой ситуации, травма происходит лишь тогда, когда ребёнок не готов к определённой жизненной ситуации, в которой оказался. Например, разлука с мамой при поступлении в детский сад. Неподготовленный к данной ситуации ребёнок получает сильнейший стресс. Вот, пожалуйста, можно использовать сказкотерапию, чтобы подготовить ребёнка к ситуации разлуки с мамой. Потом ещё влюбой сказке заложены принципы воспитания: добро сталкивается со злом, любовь – с ненавистью, дружба — с враждой, наблюдается пассивное и активное отношение к жизни, ответственность за свои поступки и безответственность.

В сказках описывается некий жизненный путь героя. Например, практически в любой сказке, приходит время, когда герой или героиня вырастает и уходит из родительского дома. На пути его (ее) ждут различные испытания, где он (она) учится использовать свои качества: ум, чувства, интуицию, может быть даже силу физическую или духовную. Кульминация любой сказки — это встреча со злом. В зависимости от различных учений психотерапии, можно по-разному интерпретировать образы злых героев (Бабу-Ягу, Кощея Бессмертного, Змея Горыныча и т. д.). Например, психоаналитики усматривают в них отрицательные образы матери и отца. Можно подходить к этому с такой позиции: зло содержится в каждом человеке, и, побеждая злодея в сказке, человек побеждает свои отрицательные стороны или он пытается найти в себе те черты, которые его не устраивают. Тогда все приключения героя в сказке становятся путем познания. Только тогда, когда герой познал себя, в финале мы видим его уже совсем другим, изменившимся. Герой добивается победы над собой.

С точки зрения терапевтического воздействия Д. Миллс и Р. Кроули выделяют в сказках ряд общих черт. Они:
— описывают в метафорической форме конфликт главного героя;
— олицетворяют подсознательные процессы в образах добрых друзей и помощников (возможности и способности главного героя), а также в образах злодеев и разного рода препятствий (страхи, опасения, отрицательные черты героя);
— изображают некий метафорический кризис, который в итоге обязательно должен разрешиться, когда герой преодолеет все препятствия и одержит победу над злом;
— показывают герою его в новом качестве в результате одержанных побед;
— завершаются торжеством, на котором все отдают должное особым заслугам героя.

Например, в сказке «Путешествие Нильса с дикими гусями». В начале сказки Нильс представляется нам грубияном, который обижает слабых и беззащитных, это и отражает метафорический конфликт. Он превращается в крохотного человечка, и по иронии судьбы отправляется в путешествие с дикими гусями вместе с домашним гусем, которого всё время обижал. Он встречает на своем пути и тех, кто смеется над ним, и тех, кто обижает, как когда-то обижал он слабых. Кризисной ситуацией становится встреча с лисицей, когда его друг Мартин, чуть не погиб. Нильс возвращается домой и переоценивает свое поведение. По пути домой он встречается с различными аналогичными обучающими ситуациями, он учиться, развивается, становится сильным, крепким, выносливым и добрым. В конце концов он превращается в доброго, отзывчивого мальчика и настоящего друга и осознает себя в этом новом качестве, мудро оценивая свое прошлое. Сказка заканчивается торжеством добра, которое вместе с Нильсом и Мартином переживает и читатель.

Терапевтический эффект сказкотерапии заключается в сопоставлении себя с главным героем произведения, в разделении его переживаний, и, соответственно, в трансформации, изменении вместе с главным персонажем. Практически в каждой сказке главное действующее лицо побеждает зло, используя те возможности, которых он в себе не знал или не замечал, или считал мешающими.

Сказка «Колобок» показывает, что непрерывное движение вперед способствует выживанию. Персонаж попадает в разные ситуации и старается найти выход из них. В этой сказке содержится двойственное отношение: с одной стороны, создание нового существа, с другой — желание его уничтожить (съесть). Движущий мотив сказки — страх остановки в развитии и регрессии. Мораль этой сказки может быть такой: твоя жизнь конечна, но ты должен успеть спеть свою песенку.

Анализируя сказки, важно помнить, что существуют как общие их интерпретации, так и индивидуальное их понимание. К. Юнг писал о том, что сказка — как сновидение, фантазия, грезы. Поэтому очень важно выяснить, что значит сказка именно для данного человека. Одна и та же сказка может подвести разных людей к совершенно разным выводам и разным смыслам. Следовательно, важно учитывать коллективный и индивидуальный смысл сказки.

Во-вторых, сказка несёт обучающий эффект для ребенка. Поэтому это произведение можно применять в качестве терапевтического средства, не только читая или рассказывая, их можно придумывать.Придумывание сказок или небылиц может быть очень продуктивным как в индивидуальной работе, так и в работе с группой (например, дети в группе могут придумать общую сказку, добавляя по предложению). В этом случае сказка может иметь как терапевтический, так и диагностический характер. Ведь, придумывая сказку, мы, собственно, рассказываем о себе. Сочиняя сказку, ребенок отражает в ней внутренний конфликт и пытается его решить. Можно придумывать совсем новую сказку, а можно переделывать, дополнять, домысливать, дописывать уже известную. Так, например, когда я работала с детьми, мы изменяли финал сказок «Колобок» и «Курочка Ряба», получилось неплохо.

В-третьих, ещё один из приемов сказкотерапии — рисование во время слушания сказки. В данном случае рисование тоже осуществляет две основные функции — диагностическую и терапевтическую. Импровизируя в рисовании, человек помогает себе. Выразить то, что с ним происходит. Особенно эффективно рисование сказки с музыкальным сопровождением, которое по своему эмоциональному воздействию созвучно сказке, создавая образы и смыслы, выделяемые детьми. Рисуя самопроизвольно, важно прислушиваться к своим чувствам, обращая внимание на то, какую краску хочется выбрать, что нарисовать в данный момент. Можно взять кисточку в не ведущую руку и, не пытаясь анализировать и оценивать, позволить себе выразить то, что хочется именно в этот момент.

Нередко сказка выступает в качестве релаксирующего средства. Например, цикл сказок Г. Азовцевой не только подводит к различным ситуациям, близким к жизни, но и обучает детей релаксации, то есть расслаблению. Слушая сказки, дети, перевоплощаясь в волшебных персонажей, получают новый опыт взаимодействия друг с другом и со взрослым.

В-четвёртых, существует такой приём сказкотерапии как проигрывание сказок или по другому, его называют драматизация. Этот приём как раз и строится на перевоплощении ребёнка в персонажей сказок. Это очень интересный приём, который помогает преодолеть застенчивость, ведь всем малышам хочется поучаствовать в постановке. Предлагая детям проиграть сказку, важно помочь им выбрать тот персонаж, который наиболее актуален для их данной ситуации. Это может быть персонаж, непонятный или вызывающий отрицательные чувства. Проигрывая сказку, в какой-то момент можно уйти от оговоренного сценария и начать придумывать свой сценарий, додумывать, быть непредсказуемым. Перенося на себя тот или иной образ, ребёнок может лучше понять его, а точнее, похожую часть в себе. Проигрывание позволяет ребёнку не просто пассивно слушать сказку, а активно участвовать в ней.Сказки можно разыгрывать не только драматизируя их, но и можно использоватькукол. Кукольные театры детям очень нравятся. Застенчивые дети благодаря кукольному театру активно проявляют себя за ширмой. Частоиспользуют пальчиковые куклы, но также могут использоваться марионетки или театр теней. Важно, чтобы дети по возможности сами участвовали в изготовлении кукол. Куклы помогают ребенку в косвенной форме выразить те чувства, мысли, состояния, которые он не может выразить прямо.

Итак, приёмы сказкотерапии очень разнообразны и открывают широкие перспективы для детского творчества. Использование сказки поможет психологу понять ребёнка, ведь всё, что мы наблюдаем в поведении крохи, может быть просто-напросто разыгрыванием его любимой сказки. Поэтому можно сказать, сказка выполняет профилактическую, диагностическую и терапевтическую функции. Под влиянием сказкотерапии происходит изменение не только способности к самовыражению, но и развитие креативности и интеллекта, она также способствует ослаблению тревоги у детей старшего дошкольного возраста в ситуациях общения ребёнка со взрослыми или в ситуации разлуки с мамой в младшем возрасте.