Огромную часть информации в повседневной жизни мы воспринимаем через зрительный анализатор. С самого утра глаза испытывают серьёзное напряжение. Кроме того, что современные дети ежедневно рассматривают картинки, воспринимают окружающий мир, читают книжки, ещё они смотрят телевизор больше положенного, играют в планшеты или компьютеры и т.д. Зрение современных детей испытывает огромное напряжение. Поэтому мышцам глаз, как и мышцам тела нужно чередовать напряжение и расслабление. Как мы делаем утреннюю гимнастику по утрам, так же и глазам необходимо тренироваться и выполнять зрительную гимнастику. Гимнастика для глаз включает в себя упражнения для профилактики нарушения зрения. Эти упражнения просто необходимы во время занятий с ребёнком. Если придерживаться санитарно-эпидемиологических требований, то такую гимнастику необходимо делать 2 – 4 раза в день. На этой странице представлены несколько упражнений для глаз, которые можно использовать как самостоятельные или как часть занятия, между играми и т.д. Представленные упражнения для глаз можно сочетать между собой, подбирая их по тематике.

Для начала хочется описать детскую гимнастику для глаз, которую можно использовать во время занятий с ребёнком математикой или развивающими играми по сенсорному воспитанию для закрепления названий геометрических фигур.

Упражнение «Рисуем квадраты»

Исходное положение – зафиксировать подбородок, голова неподвижна. Нужно глазами нарисовать три квадрата в одну сторону, затем – три квадрата в другую.

Упражнение «Рисуем круги»

Нужно глазами нарисовать три круга в одну сторону, затем – три круга в другую. При этом голова должна быть неподвижна, а подбородок зафиксирован руками.

Упражнение «Рисуем треугольники»

Исходное положение — зафиксировать подбородок руками. Голова неподвижна. «Рисуем» глазами три треугольника по часовой стрелке и по три треугольника – против часовой стрелки.

Упражнение «Пружинки»

Для начала нужно занять исходное положение — подбородок зафиксирован руками, голова абсолютно неподвижна. Глазами рисовать пружинки сверху вниз, затем снизу вверх по 3 – 5 раз.

Упражнение «Рисуем солнышко»

Нужно нарисовать глазами солнышко сначала по часовой стрелке, затем – против часовой стрелки, зафиксировав голову руками, голова абсолютно неподвижна (можно предложить ребёнку «обвести» нарисованное на доске или на листе бумаги солнышко сначала по часовой стрелке, затем  против часовой стрелки).

Упражнение «Зигзаги»

Исходное положение — зафиксировать подбородок руками, чтобы голова была абсолютно неподвижна. «Рисовать» глазами зигзаги сначала слева направо, затем справа налево. Повторять по 15 секунд в каждую сторону.

Упражнение «Вертикальная волна»

Сначала нужно зафиксировать подбородок руками, чтобы голова была неподвижна. Рисовать глазами вертикальную волну сверху вниз, а потом – снизу вверх.

Упражнение «Горизонтальная волна»

Исходное положение – зафиксировать подбородок руками, чтобы голова была неподвижна. «Нарисовать» глазами горизонтальную волну сначала слева направо, а затем справа налево.

Упражнение «Волны»

Занять исходное положение, зафиксировав подбородок руками, рисуем глазами вертикальную волну сверху вниз, снизу вверх, а затем горизонтальную – слева направо, а потом справа налево.

Упражнение «Цветок»

Зафиксировать подбородок руками. Глазами «рисовать» цветок с четырьмя большими лепестками сначала по часовой стрелке, затем – против часовой стрелки (можно предложить обвести глазами цветок с лепестками, нарисованный на доске или листе ватмана).

Упражнение «Колобок»

Сначала подбородок зафиксировать руками, голова абсолютно неподвижна. Вспомнить, как выглядит Колобок. «Нарисовать» глазами Колобка сначала по часовой стрелке три раза, а затем три раза  – против часовой стрелки.

Упражнение «Рисуем домик»

Заранее приготовить нарисованный домик с треугольной крышей на доске или на листе ватмана. Занять исходное положение, зафиксировав подбородок ладонями. Глазами обвести домик сначала по часовой стрелке, затем – против часовой стрелки.

Упражнение «Буквы»

Данное упражнение можно использовать на занятиях грамотой. Для начала необходимо занять исходное положение, зафиксировав подбородок, чтобы голова была неподвижна. «Написать» глазами буквы, которые считаете нужными. Повторять от трёх до пяти раз. При знакомстве с упражнением можно буквы написать на доске или листе ватмана, чтобы ребёнок «обводил» глазами эти буквы.

Упражнение «Далеко – близко»

Занять исходное положение – зафиксировать голову неподвижно. По условному сигналу взрослого (вытянутая вперёд рука, ладонь вперёд – «близко») ребёнок поочерёдно фиксирует взгляд в течение 3 – 5 секунд то на кончике своего носа, то на отдалённом объекте, который выбирается заранее. Упражнение выполняется 3 – 5 раз.

Упражнение «Цепочки»

Исходное положение — подбородок зафиксирован, голова неподвижна. «Нарисовать» глазами горизонтальные цепочки из пяти звеньев, сначала по часовой стрелке слева направо, затем против часовой стрелки справа налево.

Упражнение «Подвижный карандаш»

Сначала нужно выбрать любой цветной карандаш. Взять его в руку за тупой конец большим и указательным пальцами. Вытянуть руку с карандашом вперёд, сконцентрировав внимание на остром конце карандаша. Затем медленно придвигать карандаш к лицу (до 20 см), не отрывая взгляда от острого конца карандаша. Упражнение повторяется 4 – 5 раз, выполняется стоя.

Упражнение «Подвижный карандаш – 2»

Сначала нужно выбрать любой цветной карандаш. Занять исходное положение – стоя, голова неподвижна. Взять карандаш в руку за тупой конец большим и указательным пальцами. Вытянуть руку с карандашом вперёд, сконцентрировав внимание на остром конце карандаша. Затем придвинуть карандаш к лицу (20 см), не отрывая взгляда от острого конца карандаша. Двигать карандаш вправо-влево, сконцентрировав взгляд на кончике карандаша.