ребёнок кусается | ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

    ребенок кусается     Многие родители, которые воспитывают детей двух – трёх лет, сталкиваются с проблемой проявления детской агрессии, которая выражается в желании ребёнка укусить своего сверстника или даже взрослого человека. Если ребёнок кусается в грудном возрасте, то, скорее всего, у него, просто напросто, режутся зубки, и он пытается таким образом облегчить себе болевые ощущения. Но если кусается ребёнок двух трёх лет, необходимо, во-первых, разобраться в причинах такого поведения, а затем принять какие-нибудь меры, которые на ваш взгляд будут наиболее эффективными именно для вашего ребёнка. Причины рассматривались ранее, а вот какие меры следует предпринять, если ребёнок кусается, будет определяться как раз причинами поведения.

         Если ребёнок перевозбуждён, у него сильный эмоциональный всплеск, то необходимо просто сменить вид деятельность, например, от активной к более спокойной. Или, наоборот, если ребёнок утомился от спокойной деятельности, ему нужно дать возможность подвигаться. Осуществляя переход от спокойной деятельности к активной, не надо сразу давать ребёнку расходовать свою энергию на полную катушку – ничего хорошего из этого не выйдет. Организуйте подвижную игру малой подвижности, например «Пузырь», «Мишка косолапый», «Колечко», «Водяной» и т.д. в зависимости от возраста ребёнка. И только после этого дайте ребёнку оторваться. Побегайте вместе с ним, поиграйте в мяч или в снежки. И не забудьте, что и после этого необходимо дать возможность ребёнку успокоиться и восстановить дыхание. Здесь лучше всего подойдут пальчиковые игры и дыхательные упражнения. И не забывайте, что ребёнка в этом случае не заставляют, а всё происходит в игре. И тоже самое и со сменой с активной деятельности на спокойную. Не сразу усаживайте ребёнка на стул, а осуществляете сначала переход на малую подвижность, а затем предлагаете спокойный вид деятельности, например, чтение книги или рисование, мозаику, шнуровку и т.д. Опять же, не заставляйте ребёнка («Пойдём, я тебе книжку почитаю!»), а примените игровой приём («Смотри, книжка заскучала …»).

         Чаще всего ребёнок кусается систематически. Поэтому необходимо понаблюдать за ребёнком, когда он кусается и постараться предотвратить это действие заранее. Наиболее распространённый способ предотвращения укуса – создать физический барьер, например, подставить ладонь к губам ребёнка и при этом обязательно сказать, что кусаться нельзя строгим, убедительным и спокойным тоном.

         Проведите беседу с ребёнком. Объясните, что такое поведение в обществе недопустимо, что другому человеку очень больно и, он очень сильно расстроится. Попробуйте донести информацию через собственные чувства ребёнка, через эмпатию, например, скажите: «А если тебя сейчас укусят, тебе будет больно? Ты будешь плакать?». И не превращайте беседу в длинную нотацию. Из всего, что Вы скажите, ребёнок воспримет только 3 – 5 слов. Поэтому сделайте беседу максимально лаконичной.

         Если укус всё же не удалось предотвратить, то не следует бросаться на укусившего ребёнка, обращаться следует к обеим сторонам конфликта: и к укушенному, и к укусившему. Укусившему ребёнку обязательно расскажите, как больно его сверстнику. Необходимо также сказать, что люди не должны кусаться ни при каких обстоятельствах, что они разумные существа. Можно провести аналогию с животными, сказать, например, что даже собака не нападает без причины.

         Ещё одно важное правило – не наказывайте кусающегося ребёнка. Наказав его, Вы просто продемонстрируете очередной образец отрицательного поведения. То есть это в очередной раз подчёркивает, что воздействовать нужно на сознание и чувства малыша.

         Ну и если такое поведение вызвано недоразвитием речи или пониженной чувствительностью ротовой полости, то нужно работать над развитием речи и речевого аппарата. Чаще надувайте с ребёнком мыльные пузыри, играйте в кораблики, дуя им на паруса, играйте на дудочках и свистульках – всё это не только будет способствовать развитию речевого аппарата, но и будет развивать правильное речевое дыхание. Ещё тактильную чувствительность в области ротовой полости повышает твёрдая пища. Поэтому давайте ребёнку сырую морковь, яблоки, сушки, сухари и т.д.

         Ну и, собственно, с развитием детской речи повышается способность ребёнка к самовыражению. Он становится способен не только выразить и описать свои мысли, но и свои эмоции и чувства, поэтому и желание укусить другого человека проходит.