если ребёнок капризничаетЯ долго не решалась обсуждать эту тему, т.к. мой малыш испытал все запасы моего терпения. Я сама достаточно неплохо разбираюсь в вопросах детской психологии. И в теории очень много знала, что делать, если ребёнок капризничает или без повода закатывает истерики. Но я ощутила все прелести этого на практике со своим ребёнком, который истерил, как говорится, «на ровном месте». Я помногу раз перелистывала психологическую литературу, читала форумы и почти везде – одни и те же советы. Я попыталась взять себя в руки и придерживаться этих советов. И что вы думаете?! Через некоторое время у меня начало получаться избегать детских истерик или сводить их на нет, если я чувствую, что вот-вот начнётся.

         Вот несколько рекомендаций с моей стороны, что делать, если ваш ребёнок истерит.

 — Сначала необходимо выяснить причину истерики или капризов ребёнка и действовать уже исходя от этого.

— Ни в коем случае не кричите на ребёнка, стисните зубы, возьмите всю свою волю в кулак (что бы Вы при этом не чувствовали) и… разговаривайте с ребёнком спокойным, но твёрдым, я бы даже сказала «железным» тоном. Криком Вы ничего не добьетесь, только разозлитесь сами и усугубите ситуацию.

         — Тем же твёрдым и спокойным тоном постарайтесь узнать требования, которые выдвигает Ваш малыш. Если требования малыша или претензии к Вам безосновательны и противоречат Вашим, то не идите на поводу у ребёнка. Возможно, Ваш ребёнок проверяет Вашу реакцию на запрет, и если Вы дадите слабину, будет всегда пользоваться этим и при каждом удобном случае закатывать истерику просто потому, что он чего-то захотел.

         — Будьте последовательны в своих требованиях. Если Вы запрещаете какую-нибудь вещь, то не следует уступать в этом. При чём этот запрет касается всех. А то, как бывает, Вы запретили, а бабушка разрешила. Это только навредит ребёнку, у него появится внутренний конфликт – он не будет знать, как поступать правильно.

 капризулька        — У детского внимания есть одна очень хорошая особенность: внимание дошкольника очень неустойчиво и легко переключается, воспользуйтесь этим при очередной истерике, постарайтесь переключить внимание малыша на что-нибудь более приятное для него. Моя дочь очень хорошо переключается на «Капризульку», которая села к ней на плечо и никак не хочет уходить. Мы начинаем вместе прогонять «Капризульку» и истерика стихает. Или, я стараюсь найти тему интересную и актуальную для моего ребёнка: обсудить предстоящий праздник или ближайшую поездку к бабушке и т.д.

         — Быстрая реакция на каприз или истерику – вот ещё одна рекомендация. Необходимо быстро реагировать на возникшую ситуацию и постараться устранить причину истерики или быстро отвлечь переключить внимание ребёнка на что-то приятное. Может быть, Вы даже сможете предупредить бурную реакцию малыша, ведь Вы его знаете как никто другой.

         — Хвалите Вашего ребёнка за хорошее поведение. Чаще всего мы акцентируем внимание на плохом поведении: ругаемся, наказываем или читаем нотации, но практически никогда мы не отмечаем, что малыш вёл себя хорошо, сделал что-нибудь хорошее, мы принимаем хорошее поведение ребёнка как должное. Но ведь маленький ребёнок не всегда знает, как поступать в той или иной ситуации, кроме того, у него нет ещё убеждений и привычек поведения, поэтому, когда малыш ведёт себя хорошо, слушается Вас, то, можно сказать, что он добился определённых результатов, которые требуют подкрепления в виде похвалы или поощрения . Похвала бывает лучшим стимулом хорошего поведения.

         — Уменьшите количество запретов. Пересмотрите свои запреты. Проанализируйте, что Вы запрещаете и почему, может так окажется, что некоторые запреты бесполезны, и вы сможете придти к определённому компромиссу. Запреты должны касаться только тех вещей, которые могут нанести вред жизни и здоровью ребёнка, остальные можно снять, если, конечно, ребёнок находится под Вашим наблюдением. И то, когда Вы что-то запрещаете, обязательно объясните ребёнку почему, тогда знак протеста со стороны малыша будет не таким ярко выраженным.

         — Не давайте своему ребёнку большое количество игрушек сразу, психологи пришли к выводу, что их не должно быть больше 3-х – это оптимальное число единиц, которое маленький ребёнок может удерживать в поле своего внимания. Кроме того, не доставайте все игрушки сразу. Меняйте их каждые 2 недели, иначе всё это количество игрушек превращается в груду ненужного хлама, из-за которого и наблюдается непослушание. И, ещё, добивайтесь, чтобы ребёнок убирал на место те игры, в которые поиграл и только после этого брал другие игрушки – это дисциплинирует.

         — Не ругайтесь и не ссорьтесь в присутствии своего малыша. Во-первых, Вы показываете плохой пример своему ребёнку. А во-вторых, у ребёнка может возникнуть внутренний конфликт, он может думать, что это из-за него родители ссорятся, или не знать, на чью сторону встать, или не знать как себя правильно вести. Чаще всего именно ссоры взрослых приводят к детскому непослушанию и капризам ребёнка, так что держите себя в руках и выходите ссориться за дверь шепотом.

         — Разнообразьте деятельность Вашего малыша. Речь идёт о смене деятельности. Если ребёнок долго занимается спокойными видами деятельности (рисует, лепит, собирает конструктор), он затрачивает не так много энергии, как ему этого хотелось бы. В результате малыш быстро утомляется и начинает капризничать. Детскую деятельность необходимо разнообразить: порисовали – поиграть в подвижную игру, побегали, попрыгали – сесть пособирать конструктор или поиграть в сюжетно-ролевую игру и т.д. При частой смене деятельности ребёнок не устанет, а кроме того, если он всё время будет занят, ему некогда будет капризничать.

         — Обеспечьте малышу больше активности на прогулке. Ведь именно на улице есть, где развернуться. Но тоже не переусердствуйте с этим. Если Вы предлагаете ребёнку подвижные игры, то их тоже необходимо чередовать по степени активности.

         — Ну и напоследок — меньше мультиков и телепередач, особенно, если они не соответствуют возрасту. Конечно, родителям хорошо – усадили своё чадо за телевизор и занимаются своими делами, никто не мешает. Но потом – получите результат – капризы и истерики. Ребёнка утомляет телевизор, особенно, если передачи не по возрасту. Малыш может нахвататься плохих образцов поведения, поэтому контролируйте всё, что смотрит ваш ребёнок по телевизору. И конечно, ограничьте игры на компьютере – не больше 10 – 15 мин. в день и то, это много.