Чтение книг очень полезно для развития ребёнка в любом возрасте. До 1 года ребёнок совместно со взрослым рассматривает иллюстрации в книгах. Для самых маленьких сделаны специальные книги только с картинками, как правило, по произведениям устного народного творчества.

В год ребёнок уже хорошо понимает речь и начинает проявлять активный интерес к книгам. Сейчас очень обширный ассортимент детской литературы в магазинах и некоторые родители стоят перед выбором, что читать ребёнку в 1 год. С этим вопросом мы и попробуем разобраться.

Книги правильно подобранные по возрасту играют очень большую роль в развитии ребёнка.

  • Во-первых, при чтении рассказа или сказки малыш учится воспринимать информацию, а взрослый ему в этом помогает, картинки так же помогают развивать восприятие ребёнка.
  • Во-вторых, при чтении художественной литературы у крохи расширяется пассивный словарь, малыш знакомится с новыми словами и выражениями.
  • В-третьих, развивается эмоциональная сфера ребёнка.
  • В-четвёртых, развивается мышление, литература способствует развитию любознательности ребёнка.

Теперь следует разобраться, какие книги можно читать ребёнку в 1 год и, по каким критериям они подбираются.

В 1 год ребёнок устную речь без наглядности пока воспринимает очень трудно, поэтому одно из основных требований к детской книге – яркие и красочные картинки. Они должны чётко изображать персонажей произведения, не искажая их.

При подборе книги следует знать, что во время прослушивания произведения малыш отождествляет себя с главным персонажем сказки или рассказа. Если этого происходить не будет, то чтение произведения никакой пользы не принесёт. Поэтому литературное произведение должно быть хорошо понятно ребёнку, а персонажи должны быть правдоподобные, а не вымышленные. Чаще всего ими выступают животные или дети.

Кроме этого, следует знать, что детям этого возраста нравится ритмический рисунок произведений, несложные рифмы и повторения. Позже можно произведения усложнять.

Так, с года детей знакомят с короткими сказками, в которых присутствуют понятные персонажи. Например, сказки «Репка» и «Теремок» очень нравятся малышам из-за повторений. Сказка «Курочка Ряба» — из-за ярких эмоций, которые ребёнок сам может воспроизвести. Эти сказки даже лучше рассказывать, а не читать, так они лучше воспринимаются ребёнком. Стихотворения Агнии Барто из сборника «Игрушки» радуют малышей не только яркими эмоциями, но и ритмическим рисунком. Так же ритмической чёткостью отличаются произведения Корнея Чуковского, в год детям читают стихотворение «Цыплёнок». А вот простотой и понятностью отличаются рассказы Владимира Сутеева: «Цыплёнок и утёнок», «Три котёнка», «Лис и мышонок». Так же хороши короткие стихи про детей и животных, типа «Ладушки», «Сорока-белобока», «Мишка косолапый», «Петушок», «Котенька, Коток», а так же стихи с движениями типа «Еду, еду к бабе, деду», «Скок-поскок», «Дождик, дождик, пуще!» и т.д.

Эти произведения короткие, которые описывают какое-то событие, знакомое ребёнку, поэтому они интересны малышам и вызывают массу эмоций. Либо они возбуждают детский интерес из-за повторяющихся эпизодов. Построены эти произведения из простых коротких предложений с множеством повторов и рифм. Они содержат очень мало незнакомых слов, поэтому доступны детскому восприятию.

Дети одного года любят слушать много раз одно и то же произведение, поэтому не стоит думать, что оно ему надоело. Кроме этого, такое прослушивание способствует тому, что ребёнок постепенно непроизвольно запоминает это произведение, что очень хорошо способствует развитию памяти. Ребёнку полутора – двух лет можно предложить воспроизвести знакомое произведение сначала по картинкам, продолжая взрослого, а затем, к двум годам можно и самостоятельно.

Чтобы знакомство с детской литературой проходило плодотворно и приносило пользу для развития малыша, не достаточно просто прочитать или рассказать произведение. Обязательно после прочтения нужно побеседовать по содержанию произведения, задать простые вопросы, ещё раз рассмотреть картинки. Можно так же придумать «Волшебный экран» с картинками на липучках или пальчиковый театр. Это будет так же полезно и для развития мелкой моторики, а так же будет развивать и закреплять интерес к литературе.