Читаем детям 3-4 лет | ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

Период 3-4 лет относится к младшему дошкольному возрасту. Именно в младшем дошкольном возрасте начинают складываться первый круг детского чтения. Начинает выделяться любимые литературные произведения, которые дети могут прослушивать множество раз. В более раннем периоде, до года, в год, детей знакомят в основном с фольклорными произведениями. И многие родители годовалых детей теряются в догадках, что читать ребёнку в год. В 3 – 4 года нужно познакомить ребёнка с разными литературными жанрами: фольклорными произведениями, детской поэзией, прозой, сказками, малыми фольклорными формами. Восприятие детьми литературных произведений характеризуется наивностью и яркой эмоциональностью. В центре детского восприятия  — главный герой, его внешность и действия, а вот мотивы поступков героя и его переживания отходят на второй план.

При знакомстве детей 3 – 4 лет с художественными произведениями перед взрослыми стоит ряд задач:

  • Воспитывать у ребёнка интерес к литературным произведениям и фольклору;
  • Обогащать «читательский опыт» ребёнка за счёт слушания произведений разных жанров;
  • Обогащать личный опыт ребёнка эмоциями, знаниями и переживаниями реальной жизни, которые помогают малышу правильно воспринимать произведения;
  • Знакомить ребёнка со средствами языковой выразительности, обращать внимание на интонационную выразительность взрослого;
  • Помогать ребёнку проявлять эмоциональный отклик на услышанное литературное произведение, оценивать главных героев, их поступки.

Очень часто взрослые теряются в догадках, какие именно книги читать ребёнку 3 – 4 лет. Некоторые допускают ошибки, читая детям произведения не по возрасту. Ребёнку трудно воспринимать смысл таких произведений, поэтому ему становится скучно, искажается смысл и можно даже прийти к тому, что ребёнок просто-напросто не будет проявлять интереса к чтению. Очень трудно найти перечень литературных произведений для детей этого возраста. Я попыталась обобщить этот перечень.

Что читать детям 3 – 4 лет.

В младшем возрасте круг чтения для детей гораздо шире, чем на предыдущем этапе. Его составляют произведения разных жанров.

малые фольклорные формы

Во-первых, детей знакомят с произведениями русского и зарубежного фольклора. Эти произведения отлично подходят для детского восприятия так как сочетают в себе мелодию, ритмику, выразительность, а так же под малые фольклорные формы можно совершать имитационные движения. Для чтения и заучивания подойдут такие произведения малых фольклорных форм как: «Ой, ду-ду…», «Как у нашего кота…», «Киска, киска…», «Пошёл котик на торжок…», «Кисонька-Мурысенька…», «Идёт коза рогатая…», «Сорока-белобока», «Заинька», «Ладушки», «Водичка-водичка…», «Наша Маша», «Гуси, гуси…», «Петушок», «Уж ты радуга-дуга». Так же можно познакомить ребёнка и с фольклором разных народов. Хорошо подойдут «Едем, едем на лошадке» (Швеция), «Ласковые песенки» (Азербайджан), «Горкой, горкой…» (Белорусия), «Соловей – соловушка», «Где ночует солнце?» (Армения), «Перчатки», «Храбрецы», «Курица» (Англия), «Дедушка Рох», «Топ, топ» (Польша), «Дождь, дождь», «Ручки пляшите» (Франция) и т.д. Кроме малых фольклорных форм детям читают русские народные сказки и сказки народов мира. В 3 – 4 года сюжеты сказок усложняются, но по прежнему читают и рассказывают сказки о животных, они более понятны детям. Для этого возраста подходят такие русские народные сказки как: «Волк и семеро козлят», русские сказки«Заюшкина избушка», «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Коза-Дереза», «Кот, петух и лиса», «Лиса и журавль», «Маша и медведь», «Петушок и бобовое зёрнышко». Ещё ребёнка 3 – 4 лет знакомят с зарубежными сказками: «У солнышка в гостях» (Словакия), «Кого испугались» (Албания), «Как собака друга искала» (Мордовия), «Колосок» (Украина), «Как лисичка бычка обидела», «Крошка Малышка» (Англия), «Воробей и лиса» (Болгария), «Упрямые козы» (Узбекистан).

Во-вторых, дети этого возраста очень любят поэзию, ребёнка младшего дошкольного возраста знакомят с произведениями русской классической литературы. В основном это короткие произведения с понятным сюжетом, близким для понимания ребёнка. Для чтения подойдут такие произведения русской литературной классики как: стихотворения А.С. Пушкина «Ветер по морю гуляет…», «… Оно соку спелого полно…», М.Ю. Лермонтова «Спи, младенец мой прекрасный…», В. Жуковского «Птичка», «Котик и козлик», А. Кольцова «Дуют ветры буйные», очень извесные стихотворения А. Плещеева «Травка зеленеет…», «Уж тает снег…»; И. Сурикова «Первый снег пушистый…». Малышам очень любят произведения Л. Толстого про детей: «Была у Насти кукла…», «Деду скучно было…», «Пошла Катя поутру…», «У Вари был чиж…», «У Миши были сани…», «Спала кошка на крыше…», «Нашли дети ежа…», «Сел дед пить чай…». Очень интересны литературные произведения о животных К. Ушинского «Два козлика», «Коровка», «Уточки», «Васька», «Бишка», «Спор зверей». Так же детям нравятся такие красивые произведения как Ф. Тютчева «В небе тают облака…», А. Фета «Ласточки пропали…», «Чудная картина…», «Кот поёт, глаза прищуря…», С. Чёрного «На коньках», А. Блока «Зайчик».

Авторские

В-третьих, детям 3 – 4 лет читают произведения современной русской и зарубежной литературы. Наверное самыми любимыми детскими произведениями являются стихи А. Барто «Лошадка», «Бычок», «Мишка», «Слон», «Зайка», «Девочка-рёвушка», «Машенька», «Старший брат», «У Кирюши петушок», «Ути-ути», «Вот с насиженной гнилушки…». Так же хорошо подходят для чтения детям младшего возраста произведения Я. Акима «Елка наряжается», «Откуда»; З. Александровой «Мишка», «Мой мишка»; Е. Благиной «Дождик», «Алёнушка», «С добрым утром», «Улетают, улетели…», «Вот какая мама», «Мы пускаем пузыри»; В. Берестова «Искалочка», «Больная кукла», «Мишка, мишка, лежебока…», «Снегопад», «Про машину»; А. Введенского «Кто», «Сны», «Мишка», «На лыжах», «Чёрный кот». Очень любимы детьми произведения С.Я. Маршака «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», «Усатый – полосатый», «Дремота и зевота», «Мяч», «Кто колечко найдёт?». Эти стихотворения близки детям по сюжету, легко запоминаются, и детям нравится интересная игра слов. Из прозаических произведений наиболее любимы сказки В. Сутеева «Три котёнка», «Кто сказал мяу?», «Цыплёнок и утёнок», а так же рассказы Е. Чарушина «Томкины сны», «Как Томка научился плавать», «Кошка», «Что за зверь», «Волчишко», «Кошка», «Никита – охотник». Конечно же любой взрослый помнит с детства интересные произведения К.И. Чуковского «Свинки», «Цыплёнок», «Поросёнок», «Айболит», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Ёлка», «Ёжики смеются». Так же дети 3 – 4 лет просто обожают произведения Д. Хармса «Весёлый старичок», «Удивительная кошка», «Весёлые чижи», «Кошки», «Кораблик», «Таксик и бульдог». Так же детей этого возраста знакомят и с другими известными произведениями современников: Ю. Морица «Страшилище», «Очень задумчивый день», «Ёжик резиновый», «Ручеёк», «Цветок»; Н. Павловой «Чьи башмачки?», «Щепочка и камешек»; И. Токмаковой «На машине ехали», «Где спит рыбка?», «Как на горке снег, снег…», «Глубоко ли, мелко», «Голуби», «Как на горке…», В. Хорола «Зайчик», С. Федорченко «Мышка девочки боится, как увидит – убежит…»; А. Шабада «Лесенка».

Не стоит забывать и о зарубежных современниках. Из зарубежных писателей детям 3 – 4 лет читают произведения С. Капутикяна «Маша обедает», «Кто скорее допьёт» (Армения). Эти произведения можно использовать во время режимных моментов. Ещё знакомят с произведениями М. Карема «Цыплёнок», «Зайчонок отправился в город», «Мой кот», «Серое и белое» (Франция); Л. Квитко «Кисонька», «Бабушкины руки» (евр.); Ногути Удзе «Кукушка» (Япония); У. Диснея «Приключения маленького щенка» (Америка); А. Босева «Трое» (Болгария); Л. Берга «Рыбка», Д. Биссета «Га-га-га» (Англия); Ю. Тувима «Где очки?» (Польша); Ф. Мугура «Рило-Йепурило и Жучок с золотыми крылышками» (Румыния).

Это примерный перечень литературных произведений, которые подойдут для чтения детям 3 – 4 лет. Но самое главное не следует забывать о том, что ребёнок должен не просто слушать рассказ, сказку или стихотворение, а должен включать свои мыслительные процессы, должен понимать смысл произведения, оценивать поступки героев и делать выводы. Поэтому очень важно после прочтения побеседовать с малышом. Выяснить, что нового узнал ребёнок из литературы, какие эмоции вызвало произведение и т.д.